25 декабря 2025

Итоги заседания рабочей группы № 6/58, прошедшего 24 декабря 2025 года

Технологическое направление 6. Системные исследования развития отраслей промышленности, морских технологий и рынков («Системные исследования»)

1. Рассмотрение предложений о внесении изменений в состав рабочей группы.

В секретариат рабочей группы поступило обращение НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» (исх. от 23.12.2025 № ОВФ-900.7-778/01-28/7) с просьбой включить в состав рабочей группы № 6 Яковлеву Екатерину Александровну – начальника научно-технического управления НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» вместо Фоминой Ольги Владимировны.

Рабочая группа одобрила обращение НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» для рассмотрения на НКС для внесения изменений в состав рабочей группы № 6.

2. Рабочей группой заслушаны доклады и рассмотрены презентационные материалы по закрытию этапов работ, выполняемых в рамках реализации федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»:

  • «Создание универсальной навигационно-пропульсивной системы для безэкипажного катера с электромеханическим приводом подвесного лодочного мотора», ОКР «Сервал-Н», этап 1 (государственный контракт № 25411.472В272250.09.001 от 09.09.2025 г.). Исполнитель работы: ООО «Морской Технический Центр». Докладчик: главный конструктор СЧ ОКР ООО «Эволюция Морских Цифровых Технологий» – Пономарев Владимир Валерьевич.
  • «Развитие фонда нормативных документов в области стандартизации судостроительной промышленности Российской Федерации с внедрением требований технических регламентов, гармонизированных международных норм и инновационных технологий в судостроительное производство, для создания конкурентоспособной морской техники», НИР «Гармонизация НД-5», этап 2 (государственный контракт №24411.4732790019.09.001 от 05.07.2024 г.). Исполнитель работы: ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Докладчик: заместитель директора НИИ «Лот» – Марченко Александр Владимирович.

В прениях принимали участие:

по ОКР «Сервал-Н»: Половинкин В.Н., Карышев И.В., Малышев И.И., Скулябин М.А., Уразгалиева Е.В., Фомичев А.Б., Чемоданов А.В., Шкодин Д.А.

Половинкин В.Н. отметил особую важность темы и нахождение этой темы на контроле у руководства страны. Уточнил, планировались ли модельные испытания катера на первом этапе? Каким образом связана навигационная часть с пропульсивной системой?

Ответ (Пономарев В.В.): Модельные испытания на первом этапе не предусмотрены техническим заданием. Связь навигационной системы осуществляется через устройство электромеханического привода.

Чемоданов А.В. уточнил у исполнителя, как в ходе работ осуществляется взаимодействие с НИР «Лего-М», которая выполняется параллельно и предусматривает изучение вопросов унификации технических решений в интересах создания МРТК?

Ответ (Пономарев В.В.): Результат выполнения ОКР «Сервал-Н» должен подтвердить правильность концепции создания оборудования на основе стандартных серийных компонентов. В рамках ОКР осуществляется работа с коммерческими заказчиками, образованы рабочие группы, целью которых является уточнение моделей применения БЭК. Уже в навигацию 2026-го года будут запущены пилотные проекты на основе прототипов данной навигационно-пропульсивной системы, которые как в Ненецком автономном округе, так и при работе с ООО «Газпром нефть шельф», будут решать практические задачи.

Комментарий Карышева И.В.: Техническое задание на ОКР «Сервал-Н» создавалось в соответствии с указанием Администрации Президента РФ и Минпромторга России о развитии БЭКов, а также в полном согласовании с НИР «Лего-М». Таким образом, связь между этими работами была предусмотрена уже на стадии формирования технических заданий через модели применения.

Чемоданов А.В. уточнил в части представленного в презентационных материалах алгоритма многомерного приближения, какое количество параметров гидродинамической комплексной модели движения БЭК содержится в базе данных.

Ответ (Пономарев В.В.): На сегодняшний день в базе данных присутствует порядка 40 параметров для различных образцов БЭК. Комплексные математические модели в рамках данной работы будут уточняться, будут собраны данные для производства новых типов БЭК.

Фомичев А.Б. высказал критику в части недостаточной обоснованности стоимости первого этапа работ. Отметил, что без ознакомления с ТЭО невозможно оценить экономическую целесообразность и обоснованность затрат на последующие этапы.

Ответ: Пономарев В.В. отметил, что цель проекта — значительное (в 2 раза и более) снижение себестоимости серийных БЭК, что при планируемом заказе на 30-50 единиц обеспечит многократную окупаемость затрат на разработку.

Карышев И.В., Малышев И.И., Скулябин М.А.: Отмечено, что представленные документы и презентационные материалы имеют высокую степень проработки. Подчёркнуто, что в рамках первого этапа выполнен большой объём высококачественных работ (технический проект с глубокой математической и алгоритмической проработкой), выходящий за рамки стандартной «бумажной» стадии. Отмечено, что в рамках ОКР осуществляется решение сложной научно-технической задачи, требующей применения новых методов. Задачи, которые должны быть реализованы на первом этапе, с точки зрения разработки технического проекта, основных технических решений, а также ТЭО, выполнены. Отмечено, что в ходе реализации ОКР по поручению Департамента судостроительной промышленности и морской техники проводился целый комплекс совещаний, в том числе с участием представителей ПАО «Газпром» и его структур, а также с участием представителей ФГБУ «Морспасслужба». Организациями высказана высокая степень заинтересованности в результатах работы. Особо отмечена необходимость реализации работ по конфигурации и адаптации, в том числе на борту судна в условиях ограниченного палубного пространства.

по НИР «Гармонизация НД-5»: Половинкин В.Н., Чемоданов А.В.

Половинкин В.Н. отметил актуальность и высокое качество результатов этапа НИР. Отметил, что промежуточные результаты НИР обсуждались также на выставочных мероприятиях и отраслевых совещаниях.

Чемоданов А.В. уточнил у исполнителя некоторые моменты, касающиеся организации выполнения работ, в том числе, как проводился анализ предложений организаций для подтверждения актуальности разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, а также вошли ли предложения 2025 года в программу стандартизации текущего года.

Ответ: Марченко А.В. подтвердил, что предложения, направленные в Росстандарт, вошли в Программу национальной стандартизации на 2025 год. Пояснил, каким образом проводилось ранжирование объектов стандартизации по степени актуальности, а также порядок выполнения работ по стандартизации, включая этап общественных обсуждений.

3. Рабочая группа решила:

 3.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.

Представленные в адрес рабочей группы доклад и презентационные материалы по ОКР «Сервал-Н» и НИР «Гармонизация НД-5» содержат информацию, в полной мере отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренных этапов работы.

3.2. Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.

Представленные докладчиком материалы по выполнению 1 этапа ОКР «Сервал-Н» полностью соответствуют требованиям государственного контракта и соотносятся со сроками выполнения согласно техническому заданию.

Представленные докладчиком материалы по выполнению 2 этапа работы НИР «Гармонизация НД-5» полностью соответствуют требованиям государственного контракта. Этап выполнен с нарушением срока, установленного техническим заданием.

3.3. Прогноз перспективы использования результатов.

Результаты ОКР «Сервал-Н» будут использованы компаниями-операторами, эксплуатантами и интеграторами МРТК при оказании морских услуг с применением БЭК, реализующих различные модели применения, а также компаниями-поставщиками БЭК для существенного сокращения их стоимости и сроков введения в эксплуатацию.

Результаты НИР «Гармонизация НД-5» будут использованы при проектировании, строительстве судов и объектов морской техники в части применения современных требований в научно-исследовательских институтах, проектно-конструкторских бюро, на заводах судостроительной промышленности, а также в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и других органах федеральной исполнительной власти при осуществлении их функций в рамках формирования и реализации государственной политики и нормативно- правового регулирования.

4. Рабочей группой высказаны замечания и рекомендации по выполнению работ и представлению отчетных материалов.

4.1. Принято решение на последующих заседаниях не рассматривать работы без предварительного предоставления всей отчетной научно-технической документации членам рабочей группы.

по ОКР «Сервал-Н»

4.2. Секретариату рабочей группы № 6 направить в адрес членов рабочей группы технико-экономическое обоснование разработки навигационно-пропульсивной системы для использования при рассмотрении результатов следующего этапа выполнения работ.

по НИР «Гармонизация НД-5»  замечания и рекомендации не высказаны.

Выводы и рекомендации рассмотрения результатов работ.

по ОКР «Сервал-Н»

4.3. Рабочая группа считает работы по промежуточному этапу ОКР «Сервал-Н» выполненными в объемах, установленных техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренного этапа работы требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов работы после ее завершения в целом.

Рабочая группа рекомендует заказчику принять результаты выполнения 1 этапа ОКР «Сервал-Н».

по НИР «Гармонизация НД-5»

4.4. Рабочая группа считает работы по 2 этапу НИР «Гармонизация НД-5» выполненными в объемах, установленных техническим заданием, констатирует соответствие результатов рассмотренного этапа работы требованиям государственного контракта, а также подтверждает перспективность внедрения результатов работы в целом.

Рабочая группа рекомендует заказчику принять результаты выполнения 2 этапа НИР «Гармонизация НД-5».