18 октября 2024

Итоги заседания Научно-координационного совета № 14-2, прошедшего 15 октября 2024 года


ПРОТОКОЛ
заседания научно-координационного совета в режиме видеоконференцсвязи по рассмотрению новых предложений для реализации в рамках федеральных и ведомственных проектов, федеральных целевых программ в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации
 

от 15 октября 2024 г.                                                                                                          № 14-2
 

Председательствовал:

председатель научно-координационного совета (далее - НКС),
генеральный директор АО «ЦНИИ «Курс»
Ханычев Виталий Викторович

Присутствовали:

Заместители председателя НКС:

научный руководитель АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» Пешехонов Владимир Григорьевич
заместитель генерального директора по развитию продукции гражданского назначения АО «Концерн «Моринсис-Агат»  Мошняков Дмитрий Андреевич

Члены НКС:

начальник отделения программных исследований и планирования ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ответственный секретарь НКС) Карышев Игорь Владимирович

начальник управления импортозамещения ООО «Газпром нефть шельф» 

Антонов Ян Игоревич
советник исполнительного директора АО «ЦКБ «Лазурит» Апполонов Евгений Михайлович
директор по стратегическому и инновационному развитию АО «НПО «Аврора» Бобрович Владимир Юрьевич
генеральный директор АО «ЦНИИ морского флота» Буянов Сергей Иванович
главный конструктор АО «СПМБМ «Малахит» Власов Олег Геннадьевич
заместитель генерального директора по научно-производственной деятельности АО «ЦТСС» Габдрафиков Юрий Михайлович
главный научный сотрудник АО «ЦНИИ «Курс» Клячко Лев Михайлович
научный руководитель АО «Концерн «Гранит-Электрон» Коржавин Георгий Анатольевич

начальник отдела судостроения и эксплуатации плавсредств ПАО «Газпром» 

Лобанов Алексей Валериевич
начальник отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Магаровский Вячеслав Валерьевич
начальник отделения АО «АКИН» Максимов Герман Адольфович
начальник Управления техники и технологии разработки морских месторождений Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ПАО «Газпром» Петренко Вадим Евгеньевич
главный научный сотрудник – консультант ФГУП «Крыловский государственный научный центр», член-корреспондент РАН Пустошный Александр Владимирович
заместитель генерального директора по качеству АО ЦКБ МТ «Рубин» Соколов Сергей Анатольевич
начальник Управления Департамента ПАО «Газпром» Сушков Дмитрий Викторович
ректор СПбГМТУ Туричин Глеб Андреевич

(за Ашика И.М.) старший научный сотрудник ФГБУ «Арктический и антарктический научно – исследовательский институт»

Чернов Алексей Валерьевич
(доверенность от 22.01.2024г. №03/25-168)
(за Орыщенко А.С.) заместитель генерального директора по научной работе НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» Ильин Алексей Витальевич
(доверенность от 10.10.2024 г. №б/н)
(за Хорошева В.Г.) начальник 11 отделения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Попов Леонид Николаевич
(доверенность от 11.10.2024 г. №б/н)
Приглашенные

А.К.Бердникова, А.Н.Ваучский, В.В.Ефимов, М.М.Женишек, А.А.Зайцев, А.В.Зиборов, Д.В.Иванова, О.А.Ишенина, А.И.Кузенков, И.И.Малышев, М.Ю.Матюшков, А.Г.Родионов, С.И.Ростовцев, К.Е.Садкин, А.С.Скрыпка, Д.О.Стоянов, Е.В.Уразгалиева

1.  О внесении изменений в состав рабочих групп
(Доклад – И.В.Карышев)

Заслушав доклад ответственного секретаря НКС,

НКС отмечает:

1.1. В адрес секретариата НКС поступили предложения о корректировке персональных составов рабочих групп №1, №5 и №6.

1.2. Предложения по изменению персональных составов рассмотрены на рабочих группах (протоколы №1/51 от 03.10.2024 г., №5/52 от 11.09.2024 г. и №6/44 от 09.10.2024 г.) и вынесены на данное заседание.

НКС решает:

1.3. В соответствии с п. 4 раздела II Положения о Научно-координационном совете по реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации, утверждённом Приказом Минпромторга России от 14 марта 2022 г. № 781 и изменениями к приказу от 16 июня 2022 года № 2508, от 27 января 2023 года № 228 и от 19.09.2023 года №3525, утвердить в соответствии с указанными выше протоколами рабочих групп №1, №5 и №6 изменения к их персональным составам (голосование: «единогласно»). Изменения в составы рабочих групп прилагаются (приложение № 1).

ИСКЛЮЧИТЬ из состава
3 рабочей группы «Новый облик. Научный задел»

  • Борусевича Валерия Олеговича (ФГУП «Крыловский государственный научный центр») в связи с уходом из жизни.

6 рабочей группы «Системные исследования»

  • Горбача Владимира Дмитриевича (НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей») в связи с уходом из жизни.

ВКЛЮЧИТЬ в состав
1 рабочей группы «Освоение шельфа»

  • Форста Александра Александровича, главного конструктора АО «ЦМКБ «Алмаз» (письмо от 05.09.2024 № 10-699-15501-2024) – РГ №1 от 03.10.2024 г.

6 рабочей группы «Системные исследования»

  • Тимофеева Михаила Николаевича, начальника сектора «Сварка и наплавка оборудования АЭУ» НИЦ «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» (письмо от 08.10.2024 № АДК-900-416э/01-28/7 – РГ №6 от 09.10.2024 г.
  • Попова Николая Николаевича, заместителя главного инженера по науке, д.т.н. АО «ЦМКБ «Алмаз» (письмо от 05.09.2024 № 10-699-15501-2024) – РГ №6 от 09.10.2024 г.

5 рабочей группы «Судовое машиностроение, энергетика и электротехника»

  • Барановского Владимира Владимировича, заместителя генерального директора по ЭУ, СС и У АО «ЦМКБ «Алмаз», д.т.н. (письмо №10-699-15501-2024 от 05.09.2024 г.) – РГ №5 от 11.09.2024.

ОСТАВИТЬ в составе
5 рабочей группы «Судовое машиностроение, энергетика и электротехника»

  • изменив должность и место работы Ландграфа Игоря Казимировича – директора-главного конструктора Инжинирингового центра «Водородная энергетика» на директора Инжинирингового центра «Водородная энергетика» ООО «Центр водородных технологий» (письмо от 03.09.2024 № 1) – РГ №5 от 11.09.2024.

2.  О тематике работ технологического направления № 1 «Морская техника и оборудование для освоения углеводородных ресурсов на континентальном шельфе» («Освоение шельфа») в рамках ведомственного проекта «Научное обеспечение нового облика судостроения» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
(Доклад – И.В.Карышев. Прения – Ю.М.Габдрафиков, И.В.Карышев, Г.А.Максимов, К.Е.Садкин, В.В.Ханычев и др.) 

Заслушав и обсудив доклад о тематике технологического направления № 1 с началом работы в 2024 году, представленной для конкурсного размещения заказов с предложенным сроком исполнения и начальной ценой государственного контракта,

НКС отмечает:

2.1. Рабочей группой №1 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения с 2024 года. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам ведомственных проектов, а также лимитами бюджетного финансирования.

2.2. В соответствии с решениями рабочей группы №1 (протокол №1/51 от 03.10.2024г.)  для рассмотрения на данное заседание вынесена 1 тема.

НКС решает:

2.3. Одобрить для проведения конкурса по НИОКР при условии наличия достаточного объема финансирования ОКР «Основание» (перечень № 1-14 прилагается).

2.4. Поручить рабочей группе № 1 с привлечением необходимых специалистов в срок до 1 ноября 2024 года представить в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам работ, а также обоснования начальной максимальной цены (в соответствии с требованиями пункта 2.5) ОКР, указанной в пункте 2.3).

2.5. Начальная максимальная цена всех конкурсных работ и НИОКР должна устанавливаться в соответствии с Приказом Минпромторга России от 11.09.2014 №1788 «Об утверждении Методики определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

3.  О тематике работ технологического направления № 1 «Морская техника и оборудование для освоения углеводородных ресурсов на континентальном шельфе» («Освоение шельфа») в рамках ведомственного проекта «Научное обеспечение нового облика судостроения» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
(Доклад – Д.А.Мошняков. Прения – Е.М.Апполонов, В.В.Ефимов, И.В.Карышев, Г.А.Максимов, А.В.Пустошный, В.В.Ханычев и др.) 

Заслушав и обсудив доклад о тематике технологического направления №4 с началом работы в 2024 году, представленной для конкурсного размещения заказов с предложенным сроком исполнения и начальной ценой государственного контракта,

НКС отмечает:

3.1. Рабочей группой №4 была рассмотрена тематика, предложенная предприятиями для выполнения с 2024 года. При выборе приоритетной тематики рабочая группа руководствовалась соответствием ожидаемых результатов целям и задачам ведомственных проектов, а также лимитами бюджетного финансирования.

3.2. В соответствии с решениями рабочей группы №4 (протокол №4/61 от 08.10.2024 г.) для рассмотрения на данное заседание вынесена 1 тема.

3.3. Предлагаемая в НИР «А-Координатор» технология и предлагаемые к разработке аппаратно-программные средства для решения задачи безопасного маневрирования морских судов не являются в настоящий момент обязательными для использования на морском транспорте ни в России, ни в общемировой практики. При этом, эффективное применение предлагаемой технологии обеспечения безопасности маневрирования морских судов возможно только при обязательном применении данной технологии на всех судах в заданной акватории. Вместе с тем, не представлена информация и подтверждение о планировании закрепления данной технологии как обязательной через нормативно-правовые акты ни в России, ни в других странах. Экономическая эффективность применения данной технологии будет достигнута, в случае, если применение предлагаемых к разработке аппаратно-программных средств для решения задачи безопасного маневрирования морских судов позволит не применять существующие технические решения (либо значительно снизить стоимость), применение которых уже закреплено как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами.

НКС решает:

3.4. Повторно рассмотреть НИР «А-Координатор» на заседании Рабочей группы № 4. Откорректировать задачи, технические требования, ожидаемые результаты и результаты интеллектуальной деятельности, обеспечив соответствие целям НИР. Исключить конструкторские работы и проведение испытаний с соответствующим уменьшением объема финансирования работы. Получить подтверждение Минтранса России и иных профильных ФОИВ, что результаты работы будут реализованы на территории Российской Федерации для обязательного применения посредством внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты (перечень №4-14 прилагается).