14 ноября 2025

Итоги заседания рабочей группы № 2/32-1, прошедшего 10 ноября 2025 года

Технологическое направление 2. «Технологии судостроительного производства. Информационные технологии в судостроении» («Судостроение»)

1. Рабочей группой заслушан доклад и рассмотрены презентационные материалы по результатам промежуточных этапов НИОКР, выполняемых в рамках ведомственного проекта «Научное обеспечение нового облика судостроения» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

  • НИР «Создание отечественной системы методов проектирования конструкций крупнотоннажных судов ледового плавания, гармонизированной с международными стандартами безопасности МАКО, для обеспечения функционирования Северного морского пути», шифр «Север», этап 1. Государственный контракт № 25411.472В272250.09.010 от 22.09.2025 г. Головной исполнитель работы – ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
  • ОКР «Разработка новой конструкции и технологии создания судовых валов из полимерных композиционных материалов на основе перспективных углеродных армирующих систем с улучшенными ресурсными и вибро- шумопоглощающими характеристиками, с экспериментальной апробацией на опытных образцах предложенных конструктивно-технологических решений с целью замещения продукции ведущих мировых производителей», шифр «Валопровод-ПКМ», этап 1. Государственный контракт № 25411.472В272250.09.003 от 15.09.2025 г. Головной исполнитель работы – ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

2. Рабочая группа решила:

2.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.

2.1.1. Представленные в адрес Рабочей группы доклад и презентационные материалы по этапу 1 (промежуточному) НИР «Север» содержат информацию, в полной мере отражающую объем выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей работ.

2.1.2. Представленные в адрес Рабочей группы доклад и презентационные материалы по этапу 1 (промежуточному) ОКР «Валопровод-ПКМ» содержат информацию, в полной мере отражающую объем выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей работ.

2.2. Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.

2.2.1. Представленные материалы по этапу 1 (промежуточному) НИР «Север» не в полной мере соответствуют требованиям государственного контракта в части технического задания. На момент рассмотрения на Рабочей группе отсутствуют:

  • уточненные и согласованные с Заказчиком требования к системе методов проектирования конструкций крупнотоннажных судов;
  • согласованный с Заказчиком состав системы методов проектирования конструкций крупнотоннажных судов.

2.2.2. Представленные материалы по этапу 1 (промежуточному) ОКР «Валопровод-ПКМ» в полной мере соответствуют требованиям государственного контракта в части технического задания.

3. Прогноз перспективы использования результатов.

3.1. Результаты НИР «Север» предполагается использовать при разработке отечественной системы методов проектирования конструкций, что позволит рационализировать процессы проверки соответствия проектов требованиям прочности, сократить сроки согласования и утверждения проектной документации. Это, в свою очередь, ускорит процесс создания новых судов и повысит конкурентоспособность отечественного судостроения на мировом рынке. Предлагаемая система методов предназначена для использования в работе Российского морского регистра судоходства и конструкторских бюро отрасли на этапе разработки и согласования проектных документов.

3.2. Результаты ОКР «Валопровод-ПКМ» предполагается использовать при создании в конструкциях судовых валопроводов элементов из полимерных композиционных материалов, что обеспечит:

  • снижение массы в сравнении с металлическими аналогами, что приведет к увеличению ресурса валопровода и механизмов в его составе;
  • снижение сроков изготовления за счет уменьшения механической обработки деталей и повышения уровня механизации и автоматизации производственного цикла;
  • снижение уровней вибрации, что будет способствовать в том числе улучшению условий обитаемости экипажа;
  • улучшение эксплуатационных характеристик судна.

4. Выводы по результатам рассмотрения этапов работ.

4.1. Рабочая группа рекомендует повторно рассмотреть результаты этапа 1 (промежуточного) НИР «Север» на заседании Рабочей группы №2 после устранения следующих замечаний:

  • понятие и структуру математической модели привести в соответствие с действующими нормативно-техническими документами;
  • материалы технического проекта программного обеспечения для определения ледовых нагрузок для выполнения расчетов прочности корпуса крупнотоннажного судна с применением метода конечных элементов с описанием логической и функциональной структур программы привести в соответствие с требованиями нормативно-технической документации (ГОСТ серии 19);
  • представить в секретариат Рабочей группы № 2 уточненные и согласованные с Заказчиком требования к системе методов проектирования конструкций крупнотоннажных судов; согласованный с Заказчиком состав системы методов проектирования конструкций крупнотоннажных судов.

4.2. Рабочая группа считает работы по этапу 1 (промежуточному) ОКР «Валопровод-ПКМ» выполненными в объемах, установленных техническим заданием, а также подтверждает перспективность внедрения результатов работы.

Рабочая группа рекомендует Департаменту судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России принять результаты выполнения этапа 1 (промежуточного) ОКР «Валопровод-ПКМ».