8 сентября 2025
Итоги заседания рабочей группы № 4/73, прошедшего 03 сентября 2025 года
Технологическое направление 4 «Технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления» («Судовое приборостроение»)
1. О тематике работ, предлагаемых для реализации в 2025 году в рамках реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации.
Рабочей группой рассмотрены материалы:
- ОКР «Разработка и создание комплексной системы безопасности гражданских объектов морской, прибрежной и береговой инфраструктуры», шифр «Требование-КСБ», заявитель АО «НПФ «Меридиан»;
- НИР «Разработка комплексного проекта по дальнейшему развитию отечественных систем автономного судовождения», шифр «Маяк-АС-2», заявитель АО «ЦНИИ «Курс»;
- ОКР «Разработка конструкторской документации, изготовление и испытания перспективного светосигнального комплекса взлета и посадки на суда и морские платформы вертолетов и беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа», шифр «Поток-ЭП», заявитель, АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор».
Рабочая группа отмечает:
по ОКР «Требования КСБ»
Доработать ТТХ в части:
- уточнить раздел Цели и задачи;
- определить результаты работы в соответствии с уточненными целями и задачами;
- сформулировать название и направление ОКР с учетом уточнения целей, задач и результата предлагаемой работы;
- добавить в режим работы КСБ режим тренажера;
- добавить требования по ЭМС (т.к. есть РЛС, исполнительные средства, среди которых могут быть средства РЭБ и т.д.);
- уточнить ГОСТ в разделе 5;
- добавить описание технических средств;
- получить согласование УТБ разработки и паспорта безопасности.
по НИР «Маяк-АС-2»
Доработать ТТХ в части:
- расширить требования по решениям задач судоходства;
- в разделе 4 подробно раскрыть задачи раздела 2.
по ОКР «Поток-ЭП»
- уточнить по этапу 2 какие изделия подвергаются предварительным испытаниям и какое (заимствованная часть) оборудование комплекса должно быть подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям;
- по этапу 3 указать тип сертификации Регистром судоходства и необходимость согласования документации представителем ИКАО в России;
- рассмотреть необходимость выпуска отдельного комплекта документации для обеспечения безопасной эксплуатации комплекса с БПЛА, в тексте заявки он прямо не предусмотрен;
- для рабочего места оператора судового поста управления взлетом - посадкой обязателен экран отображения состояния, диагностики и управления работой светосигнального комплекса;
- предусмотрено подключение к комплексу внешних систем мониторинга и управления - таких, как СУ TC, внешние ведомственные и специальные системы - без информации от этих систем комплекс не сможет обоснованно действовать, взаимодействие надо учитывать, прямо включить в объем работы;
- ТЭО должно учитывать сравнение с конкретными аналогами, оценить риски и возможные потери при небезопасной работе комплекса, при ошибках в управлении автономными и пилотируемыми ЛА;
- указать не только пути внедрения результатов OKP, но и выбрать конкретный проект, конкретного технического заказчика;
- предусматривать раздел по возможности обеспечения работы БПЛА - сопряжение с системами дистанционного управления и мониторинга безопасного движения ЛА и судов;
- необходимо использовать большой технологический задел, созданный заявителем в рамках специальных проектов судового светосигнального оборудования, в то же время, исключив отработку по существу уже выполненных в других OKP задач;
- в процессе выполнения работ по OKP поэтапно актуализировать, проводить доработки ТЭО и других документов OKP, для проведения опытной эксплуатации подготовить документы для выделения судов и акватории, которые можно использовать для испытаний при взлете-посадке автономных, и неавтономных летательных аппаратов;
- при необходимости, подготовить предложения по порядку изменений нормативно- технических документов, регламентирующих работу светосигнального комплекса морских судов, движение автономных ЛА и сопряжение с судовыми и береговыми системами безопасности;
- предоставить письма поддержки от потенциальных заказчиков;
- провести приёмочные испытания опытного образца с последующим присвоением конструкторской документации литеры О1
Рабочая группа решила:
ОКР «Требования КСБ», ОКР «Поток-ЭП» - повторно рассмотреть на заседании рабочей группы после устранения замечаний;
НИР «Маяк-АС-2» - рекомендовать для рассмотрения на НКС, после устранения рекомендаций рабочей группы.
2. Разное
Рабочей группой рассмотрены обращения:
- АО «СИТРОНИКС КТ» (исх. № КТ/2154-25 от 14.07.2025) с просьбой рассмотреть возможность замены члена рабочей группы № 4 Ефимова Виктора Владимировича на Ишутина Юрия Викторовича, директора по морским решениям АО «СИТРОНИКС КТ»;
- АНО «Инновационный инжиниринговый центр» (исх. № 557 от 28.07.2025) с просьбой о включении в состав рабочей группы №4 Сальникова Николая Александровича, руководителя управления АНО «Инновационный инжиниринговый центр»;
- АО «АКИН» (исх. № 51-15/1053 от 03.09.2025) с просьбой рассмотреть возможность замены члена рабочей группы № 4 Фролова Владимира Николаевича, директора по развитию продукции гражданского назначения АО «АКИН» на Тихонова Александра Станиславовича, начальника отдела координации НИОКРАО «АКИН», в связи с увольнением Фролова В.Н.
Рабочая группа решила:
1) Одобрить обращения АО «СИТРОНИКС КТ», АО «АКИН» о замене членов рабочей группы.
2) Пригласить на следующее заседание рабочей группы №4 Сальникова Николая Александровича, руководителя управления АНО «Инновационный инжиниринговый центр».
3) В соответствии с п. 4.4. Регламента работы научно-координационного совета по реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации, утвержденного протоколом заседания №1-2 от 20.09. 2022 исключить из состава рабочей группы № 4 члена рабочей группы Лапшина Кирилла Владимировича, начальника отдела гражданской тематики АО «Концерн «Гранит-Электрон».