8 сентября 2025

Итоги заседания рабочей группы № 4/73, прошедшего 03 сентября 2025 года

Технологическое направление 4 «Технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления» («Судовое приборостроение») 

1. О тематике работ, предлагаемых для реализации в 2025 году в рамках реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации.

Рабочей группой рассмотрены материалы:

  • ОКР «Разработка и создание комплексной системы безопасности гражданских объектов морской, прибрежной и береговой инфраструктуры», шифр «Требование-КСБ», заявитель АО «НПФ «Меридиан»;
  • НИР «Разработка комплексного проекта по дальнейшему развитию отечественных систем автономного судовождения», шифр «Маяк-АС-2», заявитель АО «ЦНИИ «Курс»;
  • ОКР «Разработка конструкторской документации, изготовление и испытания перспективного светосигнального комплекса взлета и посадки на суда и морские платформы вертолетов и беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа», шифр «Поток-ЭП», заявитель, АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор».

Рабочая группа отмечает:

по ОКР «Требования КСБ»

Доработать ТТХ в части:

  • уточнить раздел Цели и задачи;
  • определить результаты работы в соответствии с уточненными целями и задачами;
  • сформулировать название и направление ОКР с учетом уточнения целей, задач и результата предлагаемой работы;
  • добавить в режим работы КСБ режим тренажера;
  • добавить требования по ЭМС (т.к. есть РЛС, исполнительные средства, среди которых могут быть средства РЭБ и т.д.);
  • уточнить ГОСТ в разделе 5;
  • добавить описание технических средств;
  • получить согласование УТБ разработки и паспорта безопасности.

по НИР «Маяк-АС-2»

Доработать ТТХ в части:

  • расширить требования по решениям задач судоходства;
  • в разделе 4 подробно раскрыть задачи раздела 2.

по ОКР «Поток-ЭП»

  • уточнить по этапу 2 какие изделия подвергаются предварительным испытаниям и какое (заимствованная часть) оборудование комплекса должно быть подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям;
  • по этапу 3 указать тип сертификации Регистром судоходства и необходимость согласования документации представителем ИКАО в России;
  • рассмотреть необходимость выпуска отдельного комплекта документации для обеспечения безопасной эксплуатации комплекса с БПЛА, в тексте заявки он прямо не предусмотрен;
  • для рабочего места оператора судового поста управления взлетом - посадкой обязателен экран отображения состояния, диагностики и управления работой светосигнального комплекса;
  • предусмотрено подключение к комплексу внешних систем мониторинга и управления - таких, как СУ TC, внешние ведомственные и специальные системы - без информации от этих систем комплекс не сможет обоснованно действовать, взаимодействие надо учитывать, прямо включить в объем работы;
  • ТЭО должно учитывать сравнение с конкретными аналогами, оценить риски и возможные потери при небезопасной работе комплекса, при ошибках в управлении автономными и пилотируемыми ЛА;
  • указать не только пути внедрения результатов OKP, но и выбрать конкретный проект, конкретного технического заказчика;
  • предусматривать раздел по возможности обеспечения работы БПЛА - сопряжение с системами дистанционного управления и мониторинга безопасного движения ЛА и судов;
  • необходимо использовать большой технологический задел, созданный заявителем в рамках специальных проектов судового светосигнального оборудования, в то же время, исключив отработку по существу уже выполненных в других OKP задач;
  • в процессе выполнения работ по OKP поэтапно актуализировать, проводить доработки ТЭО и других документов OKP, для проведения опытной эксплуатации подготовить документы для выделения судов и акватории, которые можно использовать для испытаний при взлете-посадке автономных, и неавтономных летательных аппаратов;
  • при необходимости, подготовить предложения по порядку изменений нормативно- технических документов, регламентирующих работу светосигнального комплекса морских судов, движение автономных ЛА и сопряжение с судовыми и береговыми системами безопасности;
  • предоставить письма поддержки от потенциальных заказчиков;
  • провести приёмочные испытания опытного образца с последующим присвоением конструкторской документации литеры О1

Рабочая группа решила:

ОКР «Требования КСБ», ОКР «Поток-ЭП» - повторно рассмотреть на заседании рабочей группы после устранения замечаний;

НИР «Маяк-АС-2» - рекомендовать для рассмотрения на НКС, после устранения рекомендаций рабочей группы.

2. Разное

Рабочей группой рассмотрены обращения:

  • АО «СИТРОНИКС КТ» (исх. № КТ/2154-25 от 14.07.2025) с просьбой рассмотреть возможность замены члена рабочей группы № 4 Ефимова Виктора Владимировича на Ишутина Юрия Викторовича, директора по морским решениям АО «СИТРОНИКС КТ»;
  • АНО «Инновационный инжиниринговый центр» (исх. № 557 от 28.07.2025) с просьбой о включении в состав рабочей группы №4 Сальникова Николая Александровича, руководителя управления АНО «Инновационный инжиниринговый центр»;
  • АО «АКИН» (исх. № 51-15/1053 от 03.09.2025) с просьбой рассмотреть возможность замены члена рабочей группы № 4 Фролова Владимира Николаевича, директора по развитию продукции гражданского назначения АО «АКИН» на Тихонова Александра Станиславовича, начальника отдела координации НИОКРАО «АКИН», в связи с увольнением Фролова В.Н.

Рабочая группа решила:

1) Одобрить обращения АО «СИТРОНИКС КТ», АО «АКИН» о замене членов рабочей группы.
2) Пригласить на следующее заседание рабочей группы №4 Сальникова Николая Александровича, руководителя управления АНО «Инновационный инжиниринговый центр».
3) В соответствии с п. 4.4. Регламента работы научно-координационного совета по реализации федеральных и ведомственных проектов в сфере развития судостроения, являющихся структурными элементами государственных программ Российской Федерации, утвержденного протоколом заседания №1-2 от 20.09. 2022 исключить из состава рабочей группы № 4 члена рабочей группы Лапшина Кирилла Владимировича, начальника отдела гражданской тематики АО «Концерн «Гранит-Электрон».