3 декабря 2025
Итоги заседания рабочей группы № 5/69-2, прошедшего 26 ноября 2025 года
Технологическое направление 5. «Технологии судового машиностроения, судовых энергетических установок и систем» («Судовое машиностроение, энергетика и электротехника»)
1. Рабочей группой заслушан доклад и рассмотрены презентационные материалы по закрытию этапа работы, выполняемой в рамках федерального проекта «Производство судов и судового оборудования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»:
- ОКР «Разработка типоряда насосов для судовой системы хранения сжиженного газа», шифр «Насос-СПГ», 2 этап «Разработка рабочей конструкторской документации типоряда насосов СПГ», (государственный контракт № 24411.4732790019.09.003 от 08.07.2024 г.). Исполнитель работы: АО НПП «ИНТЭЛ». Докладчик: Ведущий конструктор - Корпачев Александр Александрович.
2. Рабочая группа решила:
2.1. Оценка полноты представленной на рассмотрение документации.
Представленные в адрес рабочей группы доклады и презентационные материалы по 2 этапу ОКР «Насос-СПГ» содержат информацию, в неполной мере отражающую объемы выполненных работ и разработанной документации, решение задач и достижение целей рассмотренного этапа работы.
2.2. Оценка соответствия полученных результатов этапа темы требованиям контракта.
Представленные докладчиками материалы по выполнению этапа 2 по теме ОКР «Насос-СПГ» не полностью соответствуют требованиям государственного контракта в части технического задания.
Согласно техническому заданию результатом 2 этапа является секрет производства «ноу-хау»: «технология изготовления зачистного/захолаживающего насоса СПГ». В представленных материалах присутствует иной секрет производства: «Технология создания криогенных низкотемпературных подшипников».
2.3. Рабочей группой высказаны замечания и рекомендации по выполнению работы и представлению отчетных материалов.
В части проведения испытаний:
- Доработать методику предварительных испытаний, предусмотрев обязательную научно - обоснованную корректировку характеристик, полученных на жидком азоте, для их применения к СПГ, с учетом конкретных теплофизических моделей и верифицированных расчетных методов.
- Разработать научно - обоснованную методологию пересчета результатов испытаний с жидкого азота на СПГ.
- В рамках данной методологии провести статистическую оценку погрешностей, возникающих при таком пересчете, и установить допустимые пределы этих погрешностей для обеспечения требуемой точности результатов, с учетом требований к безопасности и надежности оборудования.
- Обеспечить проведение приемочных испытаний исключительно с использованием СПГ для получения достоверных результатов, исключающих неопределенности пересчета. При этом приёмочные испытания на СПГ необходимо провести в полном объёме.
- Разработать и включить в ПМ, п. 2.9.7, конкретные, количественные и измеримые критерии успешного прохождения испытаний с указанием допустимых диапазонов значений и методов их контроля.
В части расширения программы испытаний.
Дополнить Программу и методики предварительных (и в будущем приёмочных испытаний) следующими критически важными испытаниями:
- Испытания на кавитационную стойкость и производительность при наличии пара в перекачиваемой среде, с методикой создания контролируемой паровой фазы и оценкой влияния на характеристики насоса и его эрозионный износ.
- Испытания на герметичность и утечки при рабочих криогенных температурах и давлениях, с использованием высокочувствительных методов течеискания и количественной оценкой допустимых утечек в соответствии с нормативными требованиями.
- Испытания на вибрацию и шум, проводимые с использованием СПГ и с оценкой соответствия допустимым уровням.
- Испытания на термическое расширение/сжатие (термоциклирование) с методикой имитации резких перепадов температур и контролем деформаций и напряжений.
- Испытания на работу с СПГ в переходных режимах (пуск, остановка, изменение нагрузки), с оценкой динамической устойчивости, времени отклика и способности к регулированию.
- Испытания на живучесть и стойкость к внешним воздействиям в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства, включая испытания на воздействие вибрации, ударов, наклона, температуры окружающей среды и других факторов, соответствующих морской эксплуатации.
Прочие рекомендации и предложения:
- В конструкции каждого насоса (НЛТВ.062600.001/002/003/004.000ГЧ) предусмотреть возможность крепления на судовом фундаменте. Для рассматриваемого насоса предлагается увеличить диаметр верхнего фланца корпуса (НЛТВ.301121.003) в месте его соединения с колпаком (НЛТВ.301123.001) для возможности крепления на горизонтальный судовой фундамент вилочного или кольцевого типа (в увеличенном фланце предусмотреть дополнительные отверстия, радиальные существующим). В ведомости покупных изделий насоса ИНТ-60 (НЛТВ.062600.001.000ВП) на Листе 3 для строки № 13 в колонке "Обозначение документа на поставку" указать номер договора на поставку изделия "Шарик 13,494 мм G5 Si3N4", в колонке "Поставщик" для данного изделия указать юридическое наименование Поставщика.
- Включить в презентацию и отчетные документы детальную таблицу сравнения основных характеристик разрабатываемого насоса с существующими аналогами, включающую ключевые технические, эксплуатационные и экономические параметры (например, производительность, напор, КПД, ресурс, габариты, масса, стоимость, применяемые материалы, наличие сертификатов и т.п.).
В обсуждении и в подготовке замечаний и предложений участвовали члены рабочей группы:
1. Е.Г. Бычков, начальник отдела низкотемпературного холодильного оборудования АО «ЦНИИ «Курс»;
2. Д.А. Шкодин, заместитель руководителя рабочей группы - директор Центра управления программами инновационного развития и координации НИОКР АО «ЦТСС»;
3. И.И. Машура, заместитель главного конструктора СЭУ и СС АО «ЦКБ «Лазурит».
2.4. Прогноз перспективы использования результатов.
Результаты ОКР «Насос-СПГ» предполагается использовать при создании объектов морской техники КБ-проектантами морской техники (АО «ЦКБ «Лазурит» пр. 172, 128, 129, ЦКБ «Балтсудопроект» пр. 23950) и заводом-строителем судов и морской техники (ООО «ССК «Звезда» при постройке заказов проекта 02366 ALNGC 172.6K).
Потенциальные суда-носители разрабатываемых насосов СПГ - танкеры типа Кристоф де Маржери.
3. Выводы и рекомендации Рабочей группы по результатам рассмотрения этапов ОКР:
Рабочая группа не признает 2 этап ОКР «Насос-СПГ» выполненным в объеме, установленном техническим заданием, констатирует не соответствие результатов рассмотренного этапа работы требованиям государственного контракта
в части технического задания. Рабочая группа подтверждает перспективность внедрения результатов работы.
Рабочая группа рекомендует заказчику не принимать результаты выполнения 2 этапа работы до повторного рассмотрения и одобрения материалов рабочей группой, доработанных с учетом устранения замечаний и учёта рекомендаций.